четверг, 8 января 2015 г.

Образование XXI века

Образование XXI века против традиционного

В последние время всё больше современников задумываются над тем, что принёс нам вместе со своими технологиями XXI век. Было бы странно, если бы изменения, которые пронизывают сегодня всю нашу жизнь, не коснулись системы образования. Но что они смогли дать институту, возраст которого насчитывает несколько тысяч лет? Представляем вам одну из существующих точек зрения.
Доктор педагогических наук Джеки Герштейн решила заняться вопросом особенностей современного образования и создала простую таблицу, в которой наметила основные отличия системы образования 21-го века от традиционного. По мнению доктора Герштейн, существующие отличия касаются четырёх аспектов: ролей учителя и ученика, учебных программ, системы оценки и педагогики. Её выводы в самом общем виде выглядят следующим образом.
Роль учителя
Учитель больше не является «мудрецом на сцене» и единственным источником знаний в классе. Он, скорее, подталкивает учеников. Учителя сегодня - лишь тренеры и наставники, которые направляют своих учащихся к новым открытиям в их познавательном путешествии.
 Роль ученика
Ученики также стали более открытыми в современном образовании. Они больше не являются пассивными слушателями, чья роль ограничивается потреблением того, что им предлагают другие. Сегодняшние школьники и студенты активно участвуют в создании и совместном использовании знаний.
Учебный план
В традиционной системе обучения существовал единый рецепт для всех, который опирался на одни и те же учебники и методички. Современные программы более разнообразны, дифференцированы и имеют множество самых различных источников.
Педагогика
Педагогика является зеркалом, в котором отражаются перечисленные выше изменения. Обучение сегодня строится не вокруг фигуры учителя, а вокруг фигуры ученика. Заблуждения и ошибки считаются здоровыми признаками процесса обучения, а плохое поведение рассматривается как «возможность для роста и часто корректируется с помощью усилий группы».
Оценка
Теперь оценка – это не пустой запоздавший показатель. На сегодняшний день чаще используется формативное оценивание деятельности учеников, задача которого – следить за результатами изо дня в день, а не оценивать уровень знаний детей посфактум. В таблице рядом с выводами относительно особенностей образования XXI века представлено описание того, как образование выглядело раньше. Картина получается весьма контрастной.
Источник: Usergeneratededucation.
Впрочем, не всё применимо к нашей действительности. Так, если говорить о последнем пункте, который касается эмоционального и социального развития, то для нас это не новинка. Много лет обучение и воспитание шло рука об руку в российском образовании, что являлось его несомненным достоинством. Пожалуй, в ситуации, когда на место старых истин и методов приходят новые, нам остаётся опасаться одного – как бы в вихре событий и погоне за тем, чего у нас ещё нет, мы случайно не потеряли бы того, что всегда было нашей гордостью.
По материалам Educational Technology and Mobile Learning.

Комментариев нет:

Отправить комментарий