пятница, 30 января 2015 г.

Быть проактивным или не быть? Вот в чём вопрос!


Данная статья поможет осознать понятие проактивной способности, а также определить для себя личную жизненную самоэффетивность, траекторию личного роста и развития.
Людей можно делить по-разному, однако существует один принцип деления, который отличает их по поступкам. Деление людей на проактивные и реактивные типы основывается на их разных отношениях к разным вопросам, именно эта разница определяет их радикально разное поведение в разной ситуации. А это, со своей стороны, становится для этих людей причиной большего или меньшего успеха. 
Во взглядах и отношениях проактивных и реактивных людей существует много отличий, однако мы постарались выделить самые значительные, такие, которые более всего обуславливают отличительные действия людей и, следовательно, на наш взгляд, более всего помогают, или мешают человеку достичь намеченной цели, желаемого успеха. 
Самая большая разница между проактивными и реактивными людьми как раз в их разных отношениях к успеху. Для проактивных людей успех выражается не в деньгах, имуществе и авторитете, а в ощущении общественной пользы, созданной с их помощью. Они чувствуют, видят, ценят пользу, которая создается в результате их труда, и именно это дает им ощущение особого успеха. Все остальное, что следует за этим успехом, менее важно для них.
Отсюда исходит и их разное отношение к жизни. Для проактивного человека главной целью жизни является успеть создать максимальную пользу. Они стараются действовать так, думать так, и работать так, чтобы в течение жизни создать максимальную пользу. Они превосходно знают, что именно от того, сколько сделаешь, и насколько полезное, зависит то, что и сколько получишь взамен. И чем больше созданная тобой общественная польза, тем свободнее можешь выбрать форму отдачи. Получить ее в виде денег, уважения, или в виде их любой комбинации. 
С этого истекает и их разное отношение ко времени. Для проактивных людей время главный, самый ценный ресурс. Они превосходно понимают, что успеет больше тот, кто лучше сможет использовать этот важнейший ресурс. Они планируют и меняют свои планы, но никогда не плывут по течению, они ставят себе четкие во времени цели, и всегда стараются достичь их. Засыпают раньше и встают пораньше для того, чтобы успеть больше и лучше намеченное на этот день дело. Каждый день для них – еще один шаг к намеченной цели, даже тогда, когда этот день они посвящают отдыху. Поскольку знают, что отдыхают для того, чтобы потом работать лучше, а не наоборот - работать для того, чтобы потом хорошо отдыхать.
Отличаются отношения проактивных людей к своей работе. Они считают, что дело, которое делают, является инструментом для самовыражения, творчества, создания большего. Постоянно пытаются усовершенствовать используемые методы, подходы и средства с тем, чтобы успеть во времени сделать больше и лучше. Для них совершенство в деле является главным условием достижения цели. Стараются не тратить время на то, что у них не получается, не могут, и не доставляет удовольствия, поскольку знают, что совершенства можно достичь только в том деле, которое нравится, получается, где используешь максимум своих способностей и свойств, где чувствуешь себя как рыба в воде. Именно найдя такое дело, делая много, и все лучше и лучше, стараются они достичь цели жизни - сделать максимум того, что могут. Именно поэтому проактивные люди, как только видят, что делают то, что им не по душе, бросают работу, однако там, где понимают, что делают правильное дело, до конца борются для того, чтобы создать наилучшие условия работы. В отличие от реактивных людей, которые также чувствуют, что теряют время, но свыкаются с такой работой, сами ничего не делают для улучшения условия работы, и пытаются развеять дискомфорт, вызванный ощущением потерянного времени в основном жалуясь близким на руководителей, сотрудников, работу, однако без результата.
Разное отношение к делу исходит и из разного отношения проактивных и реактивных людей к среде. Дело для проактивных людей является возможностью заботиться о среде, близких, коллегах, обществе в целом. Любое дело, какое они делают, пронизано заботой о других. Так как проактивные люди отлично знают, что забота является важнейшим мотивом и желанием, которое движет человеком делать особые, стоящие дела. Забота помогает человеку найти и силы, и идею для того, чтобы лучше заботиться о тех, кого любит, и кто важен для него. Тогда как для реактивных людей гораздо важнее, чтобы другие заботились о них, считались с их интересами, настроением, иначе чувствуют себя в несправедливой среде. Они дело по большей мере делают для того, чтобы доказать и себе, и другим свое преимущество, способности, возможности, и заслужить уважение за это, нежели за то, чтобы принести кому-либо какую-либо пользу. 
Существующая в отношении к делу разница определяет разное отношение проактивных и реактивных людей к учебе. Если реактивные люди учатся для того, чтобы получить звание, диплом, или право делать что-то, после чего считают, что книга и учеба для них всего лишь потеря времени, а теперь время наслаждаться за счет того, что промучились во время учебы, для проактивных людей учеба постоянный, непрерывный процесс, который является главной возможностью достичь совершенства в том, что делают. Делать больше и лучше, что дает им возможность достичь цели жизни. Соответственно, проактивные люди никогда не перестают учиться, ежедневно стараются хотя бы пол часа уделить чтению интересной для них книги, послушать лекцию, или самим поразмыслить, поработать над вопросом, который даст возможность найти что-то новое, любопытное, стоящее.


Как раз отношение к учебе и есть одно из главных, что обуславливает разное отношение проактивных и реактивных людей к другим людям. Проактивные люди знают, что каждый человек вокруг них чем-то лучше. Ищут в них это лучшее, ценят и уважают их из-за этой разницы, и стараются научиться, перенять это лучшее от других. Тогда как, реактивные люди напротив, ищут в людях худшее для того, чтобы почувствовать свое превосходство, и наслаждаться этим. Соответственно, их отношение к людям более высокомерное, более скрытное и насмешливое. В результате, отношения с реактивными людьми более сложные и давящие, тогда как отношения с проактивными людьми приятные и интересные.


Отличается отношение проактивных и реактивных людей к руководству. Проактивные люди стараются, сделать как можно больше дел для руководителей, помочь в достижении важных для них целей, не требуя взамен поделиться славой, величием, деньгами. Поскольку знают, что успех руководителя, и то, какую личную лепту они внесут в этот успех, будет залогом того, чтобы завтра сделать больше хороших дел. Тогда как реактивные люди сначала стараются уточнить, какая у них будет выгода из того, что сделают, и если считают, что кто-то использовал их труд, несправедливо поделился с ними полученными из дела деньгами, или авторитетом (что почти всегда так оценивается, когда начинаешь оценивать это) болезненно реагируют на это. Чувствуют себя угнетенными из-за несправедливости, жалуются, ноют, ничего не делают, говорят плохое о руководителе, где только подвернется возможность, и это в последующих отношениях с руководителем создает им проблемы, и мешает в работе, а все это становится причиной еще больших и многих безуспешностей. Тогда, как для проактивных людей труднее всего восприятие того, что их руководитель сам ничего не делает, и другим не дает делать даже тогда, если в итоге и слава, и уважение, и деньги полностью остаются ему (что крайне редко так происходит). В таком случае проактивные люди стараются двинуть их к действию, но если не достигают цели, увольняются, и идут искать новую команду.

Предельно отличаются отношения проактивных и реактивных людей к подчиненным. Реактивные люди воспринимают подчиненных, как низких по рангу сотрудников по отношению к себе, которых в основном используют для выполнения черной работы. Стараются не поручать им ничего такого, что поможет им проявить себя, и что станет для них причиной повышения самооценки. Поскольку думают, или подсознательно полагают, что в таком случае у них может появиться конкурент, у которого появиться претензия на их место. Соответственно, блокируют идущие от сотрудников лучшие идеи, или немного переделав их, приписывают себе. Всегда стараются представить перед руководителями так, что их подчиненные сотрудники в основном неучи, бездельники, немотивированные, и все приходится делать им самим. Так они чувствуют себя более защищено. 
Тогда как для проактивных людей подчиненные первым делом являются полноправными членами их команды. Они хорошо знают, что если хотят сделать и успеть больше, достичь этого можно только правильной командой, где будет сделано тем больше, чем больше будут включены творческие способности каждого человека, где люди до конца раскроются, очень постараются, появятся идеи, и до конца будут бороться ради претворения своих идей в жизни. Проактивные люди знают, что создание такой обстановки в команде является предпосылкой того, чтобы делать дело больше всех и быстрее всех, именно поэтому они стараются создать для сотрудников такие условия, где они будут до конца выкладываться, повысят самооценку, большему научатся, и получат, и создадут больше пользы. Так как главная выгода руководителя команды не в авторстве или выполнении какой-либо конкретной идеи, а в лидерстве команды, производящей и исполняющей самые лучшие идеи, и это помогает им и в достижении собственных жизненных целей, и в получении лучшей оценки от руководителей и окружения. 
И, наконец, самая большая разница между проактивными и реактивными людьми все же в отношениях к собственным успехам или неуспехам. Проактивные люди считают, что главная причина их успеха - везение, их сотрудники, друзья, члены семей, к которым добавились удачные обстоятельства, и в итоге все это привело к успеху. Тогда как, во время неудачи полагают, что упустили из рук огромные шансы, неправильно оценили обстановку, приняли неправильные решения, не дали людям возможность вовремя и правильно помочь. Такой подход проактивным людям помогает извлечь больше уроков из любой неудачи, хорошо проанализировать, какие изменения надо произвести в своем поведении и отношении для того, чтобы не допускать аналогичных ошибок. А успех становится причиной меньшего самодовольства. В результате, проактивные люди никогда не довольствуются достигнутыми успехами. Всегда стремятся к достижению большего, и открыто выражают благодарность всем вокруг себя за помощь в этом, и это помогает им в достижении еще большего успеха.
Тогда, как реактивные люди полагают, что успех итог их особых способностей и усердия, соответственно, сами заслуживают и славу и величие из этого успеха, а неудача обусловлена обстановкой и людьми вокруг, и всегда ищут вне себя виновника в недостигнутых целях, нерешенных задачах, неправильных шагах. Такое отношение создает в них меньше мотива для поиска возможности собственного усовершенствования, легче вызывает в них довольствие достигнутым, делает сложным и стрессовым для окружающих работу с ними, и ежедневные отношения с ними, что становится причиной еще большей безуспешности. 
* * *


Проактивных и реактивных людей отличает только отношение к разным вопросам, однако, именно эти отношения обуславливают их разное поведение в конкретных ситуациях, что со своей стороны, также часто становится причиной разных результатов. Мы не говорим, что проактивные люди лучше, чем реактивные, однако они, как правило, могут достичь большего в жизни, и это как раз результат таких отношений. Быть проактивным совсем не трудно, главное понимать разницу, и сделать соответствующий выбор.
Отрывок из книги К. Ромеро "Как научиться быть счастливой"

По материалам сайта http://bizzone.info/common/1297717988.php
Дополнительно
Проактивное и реактивное мышление: http://www.createyourlife.com.ua/reaktivnoe-i-proaktivnoe-myshlenie

Комментариев нет:

Отправить комментарий