Размышления о гуманной педагогике

Мои размышления над творчеством Ш. А. Амонашвили
№ п.п.
Отрывок из текста
Мои комментарии
1
Учитель!
Разве не в твоих руках судьбы детей, судьба Планеты Земля?
Не считай себя маленьким человеком, от которого мало что зависит [1, с. 186].
Во времена изменчивости, динамичности современного мира, социальных непониманий и коллизий, во времена технической революции, которая, с одной стороны, позитивно влияет на развитие науки, образовательного процесса, а с другой – носит дегуманизирующий характер вследствие неумения современными школьниками фильтровать большие информационные потоки, противостоять Интернет- и компьютерной адикции – учитель, как никто другой, может многое изменить, улучшить жизнь общества и нашей планеты. Слова сказанные, Ш.А. Амонашвили, девиз моей педагогической деятельности. Всё – в наших руках, дорогие педагоги! В наших силах всё поменять. Взращивая мудрым, смелым, добросердечным, гуманным молодое поколение – мы в силах останавливать войны, созидать мир и счастливое будущее. Я считаю, что фразу «Красота спасёт мир» нужно дополнить. Красота души педагога изменит мир к лучшему.
2
Человек без веры – это человек в скафандре, выброшенный в открытый космос без опоры [1, с. 187].
Вера в жизни каждого человека и особенно педагога – это тот стержень и опора, на которой строится вся жизнедеятельность. Под верой в своей педагогической деятельности я понимаю:
1) Веру в доброе начало в людях и детях;
2) Веру в собственные педагогические силы, способные творить чудеса, делать мир добрее и лучше;
3) Веру в Любовь – как основу всех основ любой деятельности.
3
Не совершенствуя самого себя – я не мыслю совершенствование своих учеников
[1, с. 190].

Постоянная работа над собой, над совершенствованием своей личности – первоочерёдная задача педагога. И это не только участие в методических семинарах, конференциях, чтение книг и качественная подготовка к каждому уроку. Это, главным образом, рефлексивное осмысление своего внутреннего мира, особенностей взаимодействия с окружающей действительностью; устранение конфликтности, взращивание духовности, доброты, человеколюбия; приобретение внутренней гармонии в динамичном, изменчивом, сложном мире.
4.
Однако современный внешний мир постоянно и агрессивно нападает на духовный мир человека, старается разрушить его, подчинить его своей воле. Чего стоят эти бездуховные, бенравственные, бессердечные зрелища, которые нас окружают…; эти информационные помойки, которые на нас льются?
[1, с. 141-142]

К сожалению, эти слова Ш.А. Амонашвили очень актуальны в современном мире. Взрослые люди, а также дети, которые ещё не способны фильтровать большой информационный поток, содержащий угрозу их психике, сталкиваются с проблемой «информационной замусоренности». Особенно остро эта проблема возникает в среде Интернет-технологий, без которой современные ученики не представляют своей жизни.
Учитель информатики может стать добрым проводником во всемирной паутине, полной опасностей и тревог. Именно он, зная эти опасности, поможет взрастить в ребёнке культуру поведения в сети и нет-этикет.
5.
Ругать – там духовного труда нет. Хвалить – там большой труд души заложен [1, с. 189].















Только воля, направленная на созидание, сделает каждого из нас Светлым Ангелом [1, с. 141].

То, что я буду творить на Земле, - всё это будут мои дары всем; но то, что я занят творением своих даров духа, есть мой Путь восхождения и совершенствования
[1, с. 142].
В современной системе воспитания существует несколько проблем. Часто педагоги отмечают выбор учениками среднего и старшего школьного возраста потребительского стиля жизни. Большинство скорее воспользуется чужим, взятым материалом из сети Интернет, чем создадут свой, авторский. Их приоритет - игра в развлекательные игры, вместо того, чтобы потратить жизненное время с пользой для своего интеллектуального и духовного развития. Педагоги, родители часто в таком случае становятся авторитарными, выбирая путь наказания, обвинения и агрессивности. Этот путь ложный. Гораздо сложнее найти позитивное в ребёнке и, опираясь на это позитивное, взращивать его духовное начало.
Также иногда мы, учителя информатики, наблюдаем тягу к созданию не полезной программы в среде программирования, а вируса, который нанесёт вред информационной системе компьютера. Задумываются ли дети над будущим результатом своей деятельности? Думаю, не совсем. Недостаточное развитие рефлексивности, не взращенная родителями и педагогами духовность высокого уровня – стают причиной таких мыслей и поведения ребёнка.
Решением этих проблем есть принятие и практическое применение приведённых слов Ш.А. Амонашвили.
Созидание в духовной общности с ребёнком продуктов учебной деятельности, развивающих личность ученика, служащих во благо окружающего их мира, проектов на уроках информатики, способствующих развитию рефлексивности; созидание собственной и детской духовности – процессы, которые сейчас так необходимы в школе.
6.
Современное детство не приемлет стандартного учителя; не приемлет учителя, который стандартизирует своих учеников [1, с. 190].
Существует множество мнений о том, что дети цифрового века очень отличаются от предшествующих поколений. И это действительно так. В таких условиях педагогу необходимо, взрастив собственную духовность, интуицию, самосовершенствуясь каждый день, выбирать и созидать новые формы, средства, методы образования и развития личности ребёнка. Творчество и креативность – это ключевые навыки и устремления современного педагога, необходимые в ХХІ веке.
7
Диссертация о воспитании – как манифест сердца, раненого от детских трагедий, духа, возмущённого от общественного безразличия…
[1, с. 150-151]

В современной системе образования существует целый ряд проблем, которые необходимо срочно решать научным сотрудникам. Некоторые их таких проблем были приведены выше. Обучение информатике на принципах гуманной педагогики – тема, которая является очень востребованной в информационном мире. К сожалению, её проблематика и пути решения недостаточно исследованы современными учёными и педагогами, требуют пристального внимания. Поэтому в научной и педагогической деятельности я занимаюсь разработкой путей внедрения идей гуманной педагогики в процесс обучения информатики в средней школе.

Использованный источник: Ш.А. Амонашвили. Вера и любовь. – «Лаборатория гуманной педагогики», Артёмовск, 2009. – 213 с.
«Мой цитатник от Ш.А. Амонашвили»
Цитаты
1.     Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам.
2.     Весь истинно гуманный дух наших сил заключён в вере и любви. 
3.     Мудрая любовь к детям – вершина нашей педагогической культуры, мысли и чувств. Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к Ребёнку, – то, что можно назвать общим словом – доброта, является результатом большой, длительной работы педагога над самовоспитанием чувств.
4.     Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко – в муках.
5.     Спросим…: неужели любить нужно того, в сердце которого поселилось зло, и того, в глазах которого цинизм, и того, бессердечного и жестокого, бездушного и безнравственного? Любить этот «чертополох», этих духовных уродов? …«Да-да-да, – воскликнет Василий Александрович ещё раз, – всех, всех, всех детей нужно любить». И расскажет о том, как, любя «уродов», вылечивал их.
6.     И как же бороться со злом в душе Ребёнка? Клин клином, что ли, вышибать? Нет, избавить Ребёнка от зла злом нельзя.
7.     Детей надо защищать от одиночества и чувства ненужности, от обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям, от телесных наказаний и насилия, от заласканности. Защитное воспитание есть проявление утончённого понимания чувства любви. 
8.     Гармония – в любви ближнего. Если кто хочет быть гармоничной сущностью, пусть научится любить; если кто хочет воспитывать гармонию в детях, пусть научит их любить.
9.     Ребёнок раскрывает свою личность в той мере, в какой мы направляем его к осознанию своей неповторимости, необходимости и своего предназначения в том едином целом, в котором он существует: это жизнь.
10.  Личностью является не тот человек, кто ничего не делает и не хочет сделать со своим неотёсанным характером и скудным духовным миром, а тот, кто творит в себе характер как подарок людям, осознаёт свою исключительность среди людей, творит свой духовный мир.
11. Любовь воспитывается любовью, доброта воспитывается добротой, честность воспитывается честностью, духовность воспитывается духовностью, нравственность воспитывается нравственностью…
12. Человек создан для постижения Любви, для возвышения до её вершины, создан для того, чтобы научился он Любить и творить по законам Любви.
13. Любовь есть двигатель расширения сознания.
14.  Любовь есть ключ к пониманию необходимости движения.
15.  Любовь может созидать миры.
16. Каждая трудность побеждается только силою Любви.
17. Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли её и воспитывались.
18. Мудрая педагогическая любовь не технологизируется, методически не выстраивается, не расписывается по пунктам, а познаётся сердцем.
19.  Любить детей и каждого ребёнка надо: искренне, честно, от всего сердца;  спокойно, терпеливо, доверительно; нежно, красиво, изящно; преданно, постоянно, без условностей; воодушевлённо, вдохновенно, увлечённо; заботливо, мужественно, понимающе; с уважением, утверждением, возвышением.
20.  Но Любовь сравнима только с Солнцем. Солнце дарит всем на Земле свет и тепло одинаково, без разбора кто есть кто среди людей. Нет у него любимчиков и нелюбимых.
21.  Дети будут преуспевать в своём духовно-нравственном становлении и познании наук в той мере, в какой всем и каждому достанется благотворная энергия педагогической любви. И чем больше будет наполнено образовательное пространство этой энергией, тем богаче закипит в нём жизнь детей.
22.  Будущее – гнездо мечты. Настоящее – действие для перетягивания мечты. Прошлое – архив для них.
23.  Жизнь – это пламенный танец Настоящего с Будущим, следы которого хранит Прошлое.
24. Надо, чтобы Ноосфера Земли была защищена всемогуществом Сферы Любви.
25.  Есть. Есть такие люди. Их называют устремлёнными. Их называют учителями, воспитателями. Их называют художниками Жизни. Их называют Учителями Света. Во власти этих людей – дать всем остальным импульс Любви. Я хочу быть среди них.
Использованный источник: Амонашвили Ш.А. Как любить детей (Опыт самоанализа). Книга 2. – «Издательский дом Шалвы Амонашвили», 2010 г. – 128 с.
Послесловие
В поисках гармонии…
Жизнь ребёнка, взрослого человека в современном мире подвергается множеству испытаний, требует интеллектуальной, духовной, культурной готовности дать ответ вызовам цивилизации ХХI века. Среди таких вызовов: социальные, духовные, образовательные, экологические, информационные, этнокультурные. 
Часто мы, взрослые, в таких условиях испытываем дисгармоничность с окружающим миром, находимся в поисках гармонии. Порой нам кажется, что её найти почти невозможно. По причине неготовности или отсутствия возможности у взрослого человека - родителя, педагога, научить быть гармоничным, давать ответы этим вызовам ребёнок остаётся наедине с массой проблем. Главной из таких я считаю отсутствие психологических механизмов защиты от негативных факторов воздействия окружающего мира. Помочь в формировании внутреннего стержня, гармоничной личностной целостности ребёнка и взрослого человека может гуманная педагогика – педагогика Сердца, Жизни, Любви, как называет её замечательный классик педагогической мысли Ш.А. Амонашвили. Цитаты, приведенные выше, раскрывают сущность такой педагогики.
Любовь – как основа всех основ и есть тот самый стержень духовности человека, который нам, педагогам, необходимо взращивать в себе, а также в наших воспитанниках. Любовь – как ключ к гармонии. Но гармонию и любовь мы можем взрастить только в целостности с миропониманием, рефлексивным осознанием своего места и предназначения на Земле. Рефлексивность – это психологическая способность понимания личностью самого себя, собственного поведения в прошлом, настоящем и будущем, умения гармонично взаимодействовать с окружающим миром. Рефлексивность является механизмом защиты от негативных факторов воздействия окружающего мира, механизмом реализации гуманистических ориентиров личности.
Концепция гуманной педагогики, цитаты Ш.А. Амонашвили легли в основу создания идеи гармонизации личности ребёнка. Её сущность в том, что приобретая навыки ХХІ века, развивая собственный гуманистический, а также рефлексивный потенциал, личность тем самым поднимается по траектории гармонизации собственной жизни. Мотивами к поднятию по такой траектории развития ребёнка и взрослого человека есть вера в светлое будущее и любовь.
Стать творцом компьютерного вируса или создателем лекарства от онкологических заболеваний, быть бездумным потребителем или рефлексивным созидателем достижений и благ современного общества – вот выбор, который стоит перед современным воспитанником школы. И только педагог, понимающий и рефлексивно осознающий всю силу собственной любви к ребёнку, может помочь ему сделать правильный выбор. Ш. А. Амонашвили благодаря наследиям мировой литературы, а также собственной мудрости раскрывает глубокую сущность такой любви.
В первую очередь, она – результат самосовершенствования педагогом, воспитателем собственной духовности. Она – результат безграничной веры в светлое начало в каждом человеке. Она – движение навстречу этому свету, преодоление конфликтности, социальных барьеров.
Каждый человек – является художником собственной жизни. Но задача настоящего педагога, любящего свою профессию, понимающего всю значимость результатов собственной деятельности – стать мудрым, наставником, помощником маленьких начинающих художников - наших воспитанников в созидании красивой гармоничной картины их жизни, основой которой станет вера и любовь.
Я безгранично благодарна мудрому замечательному педагогу Ш.А. Амонашвили за написанные им Книги Жизни, за то, что помог раскрыть и понять сущность этой удивительной науки – гуманной педагогики, которая стала основной философией моей жизни и профессиональной педагогической и научной деятельности.
Мукий Т.В., Харьков, 2014 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий